Игра в учебной деятельности шестилеток  

Первой ступенькой познания является период школьного воспитания и начального образования. Именно эти два этапа жизни ребенка в итоге обеспечивают качество образования во всех последующих его звеньях. И цели начального и дошкольного образования должны традиционно совпадать. Для осуществления полноценного воспитания необходимо развитие познавательных процессов - интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. Помимо того, что педагоги должны дать детям определенную сумму знаний, сформировать у них соответствующие умения и навыки, необходимо обратить внимание на физическое, психическое, интеллектуальное развитие детей. Можно много говорить о методах развития умственных способностей ребенка. При этом
следует помнить, что основной метод развития школьника и младшего школьника - проблемно - поисковый, а основная форма его организации - игра. Форма работы для детей важнее, чем ее содержание. И педагог должен позаботится о том, чтобы уроки были проведены на высоком профессиональном уровне. Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее черезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследованиями экспериментально проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные и воспитательные задачи становятся для детей более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.
В качестве основных функций игры выделяют обычно следующие:
1) организующую, в соответствии с которой на уроке широко используются игры -
соревнования по дисциплине, содержанию в порядке рабочего места и прочее..
2) развлекающую, обусловливающую применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания шестилеток. Например, на урок приходят герои сказок и мультфильмов, приносят различные задания, помогающие детям включится в мыслительную операцию при усвоении нового материала. С целью закрепления знаний, например, о словесном составе предложения, учитель проводит дидактическую игру "Помоги Чебурашке", которая проходит так: педагог предлагает детям помочь Чебурашке поговорить с Геной Крокодилом: "Чебурашка будет говорить слово, а вы добавите к нему еще два, чтобы получилось предложение из трех слов. Кому Чебурашка бросит мячик, тот и будет ему помогать".
3) Функция снятия умственного напряжения. С этой целью в урок вводятся всевозможные (бессмысленные) загадки - шутки, например: "В каком слове сорок гласных?","Какое однозначное число надо разделить пополам, чтобы получилось два нуля?" и т. д.
К. Д. Ушинский писал: "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения". Значительного образовательного эффекта учитель может достигнуть в случаях, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определенно воспринимает ее именно как задачу, т. е. подходит к ее решению сознательно, но при этом он все-таки играет. Например, учитель предлагает учащимся со стойкой неуспеваемостью обычные учебные упражнения, с которыми они до сих пор не справлялись. Перед этим договаривается с ними, что это игра, которая заключается в следующем: за каждое правильное решение ученик получает определенное количество цветных картинок, наклеек … В случае ошибочного решения, картинки надо возвращать. Результаты при использовании этого игрового момента, как правило, поразительны. Дети, для которых характерны отсутствие интереса к учебным занятиям, стойкая неуспеваемость, в игровой ситуации обнаруживают не только способность к интеллектуальным операциям, но и ярко выраженную умственную активность. В данном случае решение задач выступает как необходимое правило игры, принимая которое, ребенок должен был основное внимание направлять именно на задачу. Игровая ситуация, ограниченно сочетаясь с учебной, явилась средством повышения умственной активности учащихся.
Игровые элементы могут заключаться не только в формулировании тех или иных правил, но и в принятии какой-либо роли, соответствующей выполняемому заданию. Это по существу представляет собой элементы ролевой игры, которые не заслоняют учебной задачи, а обостряют интерес к ней. Например, во время урока в руках учителя появляется кукольный персонаж-школьник, опоздавший на урок. Он не слышал объяснения, не знает, чему ребята учились, что надо делать. Дети с увлечением объясняют ему и тему урока, и то, как можно выполнить задание. Причем, обращаются они именно к этому кукольному персонажу, а не к учителю, и ответы их отличаются большей самостоятельностью, убежденностью, в которой проявляется желание убедить собеседника, разъяснить ему изученный материал. В данной ситуации, благодаря действию игры, учебный процесс становится более осознанным, творческим, интеллектуально насыщенным.
Полно и отчетливо механизм действия игровой ситуации, как стимулирующего фактора в выполнении сложных интеллектуальных операций, проявляется и в играх-конкурсах. Конкурс можно считать разновидностью так называемых игр с правилами. Решение интеллектуальной или практической задачи выступает здесь в качестве основного правила, а вторым обычно является поощрение участников игры (поощрение может быть чисто символическим, например, просто объявление победителей). Так, на уроках чтения в целях выработки у детей чувства стиля, понимания художественных деталей текста, можно несколько минут посвящать игре "Что на что похоже?" Она заключается в следующем:
-Три-четыре человека (отгадчики) выходили за дверь, а остальные договаривались, какой предмет будут сравнивать. Когда отгадчики возвращались, ведущий начинал: "То, что мы задумали, похоже на…"- и давал слово тому, кто первым в классе нашел сравнение и поднял руку:
-На цветок…
-На бабочку…
-На винт вертолета…
-На восьмерку, которая лежит на боку…
-Очки? - спрашивает кто-нибудь из отгадчиков.
-Нет, разве очки похожи на винт вертолета?
-Бант! - додумывается другой и получает право назначить новых отгадчиков и предложить предмет для загадывания. Сравнения, придуманные ребятами, затем оцениваются, отмечаются те, которые понравились. Эта конкурсная ситуация заставляет находить наиболее удачные, оригинальные сравнения. Еще более возрастает активность учащихся при проведении уроков-путешествий, например, в страну Считалию, Сообразилию, Каллиграфию, в города Почемучек, Неумеек, Знаек и т. д. и уроков-сказок. Эти уроки особенно плодотворны т. к. ради того чтобы помочь героям преодолеть все препятствия, помочь восторжествовать добру, они готовы справляться с любыми трудностями, охотно и активно включаясь в сюжет, решая по ходу игры те задачи и задания, которые дает им учитель. Например, урок-сказка "Красная шапочка": дети помогают девочке спастись от волка и благополучно добраться до дома бабушки. Урок-сказка "Приключения Буратино", где учитель "превращается" в Мальвину, а дети становятся "Буратинами", "Артемонами", "Пьеро" и т. д. Такие уроки обязательно заинтересуют ребят, т. к. способствуют развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации маленьких школьников к условиям новой для них среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности. Как показывает практика, при использовании в работе с детьми новых методик и технологий заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребенка. Игру рассматривают как ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте, но игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в школьном обучении…"-сказал Л. С. Выгодский.
Детям, для которых обучение оказывается по началу непосильным, игра помогает преодолеть это состояние, постепенно включая их непосредственно в учебную деятельность. А малышам,которые приходят в первый класс уже имея какие-то учебные навыки, умеющим читать, игра помогает не потерять интерес к учению. Дидактические , интеллектуальные, познавательные, сюжетно-ролевые игры дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочение детей на основе общих замыслов и интересов, а самое главное делают переход старшего дошкольника к младшему
школьнику успешным и не проблемным.


Главная
О школе
Напишите мне



Hosted by uCoz